Чугунное искусство
Кначалу XIX в. человечество уже освоило массовое получение чугуна. Этому способствовали обилие поверхностных месторождений железных руд и простота их добычи и обогащения. Выплавить чугун и изготовить из него различные изделия сравнительно легко. Всё это привело к тому, что чугун быстро получил распространение в военном деле, в быту, строительстве, архитектуре и искусстве.
Лучшие архитекторы мира по достоинству оценили новый материал. Серый чугун прочен, долговечен и дёшев. Из него легко отливаются изделия со сложными формами и орнаментом, самых разных размеров — от тонкого лепестка розы до гигантской пушки весом в 2700 пудов, изготовленной в середине XIX в. на Пермском чугунно-пушеч-ном заводе. Но подлинный расцвет чугунно-литейного искусства наступил с возникновением дворцовых и садово-парковых ансамблей. Начался он с изготовления ажурных решёток и элементов декоративного оформления дворцов — ворот, полов, балконов. Высокохудожественные изделия из чугуна стали неотъемлемой частью облика многих городов. Это фонарные столбы, мосты, ограды, скульптуры и бесчисленное множество самых разнообразных решёток, лестниц, памятных знаков и т.д.
Особый размах чугунное искусство получило на Урале. На многочисленных металлургических заводах здесь выросла и трудилась целая плеяда талантливых архитекторов и литейщиков. Всемирную славу приобрели мастера Кушвинского и особенно Каслинского заводов. Только за последние 30 лет XIX века каслинские отливки 12 раз удостаивались самых высоких наград на всероссийских и международных выставках.
Вершиной творческого вдохновения уральских мастеров можно считать каслинский чугунный павильон на Всемирной выставке в Париже в 1900 г. Он спроектирован архитектором Е. Баумгартеном и изготовлен знаменитыми мастерами: Н. 7"епляковым, А. Мочалиным, В. Тимофеевым и К. Тарасовым. Огромный (около 5 м высотой) павильон был сплетён из литых чугунных кружев разнообразной и удивительно гармоничной вязи. Среди этого волшебного орнамента располагались рельефы, изображающие фантастические существа (птиц или рыб) в сочетании с ладьями, плывущими под парусами. В ансамбле павильона множество литых чугунных деталей, каждая из которых представляет собой законченное художественное произведение. Этот подлинный шедевр чугунного искусства произвёл ошеломляющее впечатление на посетителей выставки и специалистов.
«Ажурным чудом» называли его в многочисленных рецензиях, опубликованных в мировой печати.
Мощная металлургическая промышленность, созданная на базе уральских и карельских железорудных месторождений, предоставила в распоряжение строителей и архитекторов большое количество дешёвого чугуна, великолепно сочетающегося с поделочными камнями, особенно серым гранитом. Так родилась новая область архитектуры и прикладного искусства. Садово-парковые ансамбли, возникшие в Западной Европе в XVI—XVII вв., в России вошли в моду в конце XVII в., а в следующем столетии достигли мирового уровня и стали важным элементом национальной культуры. Большой знаток искусства литья профессор A.M. Петриченко особо выделяет знаменитый комплекс фонтанов Петро-дворца. Уникален сам комплекс, а входящие в его структуру статуи относятся к сокровищнице русской скульптуры и литья, используемого для изготовления статуй. Из них наиболее известна статуя фонтана «Самсон» работы скульптора М.М. Козловского.
Традиции художественного литья хранятся и развиваются в наше время. Чугунные отливки широко применялись при оформлении станций метрополитена Москвы, Санкт-Петербурга и Тбилиси. Широко известны изящные решётки мостовых ограждений Санкт-Петербурга (общая длина этих решёток 11 км), набережной водоотливного канала, Парка культуры и отдыха Москве и бесчисленное множество чугунных сооружений в больших и малых городах России.
Постоянная ссылка на страницу: http://pochemy.net/?n=1458