Pochemy.net - Электронная энциклопедия

Энциклопедия · Фотоблог · Новости проекта · Полезности · Гостевая книга
Случайная статья
Понятие об очаге землетрясения
Понятие об очаге землетрясения
Категория: Явления и катастрофы

Это интересно







Главная > Личности > Акира Куросава


Акира Куросава


Годы жизни: 1910-1998
Японский кинорежиссер, творческая жизнь которого длилась более 50 лет и включала создание киносценариев, монтаж фильмов, продюсерскую деятельность и актерскую работу — все это помимо работы режиссера, которая принесла ему заслуженную славу и поставила в один ряд с ведущими кинодеятелями XX столетия. Справедливо признанный одной из самых влиятельных фигур, когда-либо работавших не только в японском, но и в мировом кинематографе, Куросава был автором таких фильмов, ставших классикой, как «Расёмон» (1950), «Жить» (1952), «Семь самураев» (1954), «Телохранитель» (1961) и «Ран» (1985). Диапазон тематики этих произведений очень широк: от небольших интроспективных, философских, сентиментальных исследований человеческой души до широких, мелодраматических кинофильмов, в которых чувствуется влияние Запада, эпических лент, рассказывающих об истории Японии и традициях самураев.
Акира Куросава родился 23 марта 1910 г. в Охи-мачи, Токио, и был самым младшим из восьми детей Иса-му и Симы Куросавы. В раннем детстве он обнаружил склонность к занятию искусством, которое затем стал изучать в школе. Вершиной его достижений в этой области была написанная им картина «Сейбуцу», принятая на выставку «Ника Экзибишн» в 1928 г. Не сумев поступить в художественный колледж, Куросава, когда ему было уже за 20, решил заняться кино, начав работать ассистентом режиссера в престижной японской ки-иофирме «Фото кемикл лабораториз» (впоследствии больше известной, как «Тохо студиос»).
Через семь лет работы ассистентом режиссера Куросава впервые получил возможность снять фильм «Сугата Сансиро» («Сага о дзюдо») (1943), сценарий которого он написал сам. Затем последовали еще десять фильмов, в том числе: «Самые красивые» (1944), «Сага о дзюдо И» (1945) и
«Пьяный ангел» (1948). Куросава получил международную известность и признание после выхода на экран «Расёмона». Оценки критиков во всем мире были более чем доброжелательные. Этот фильм, тщательно спланированный и наполненный философией, ставит под вопрос природу реальности, перенося зрителя в прошлое и будущее, рассказывает о насилии и убийстве в феодальной Японии с четырех различных точек зрения. О появлении Куросавы на международном экране было заявлено триумфом этого фильма на кинофестивале в Венеции: он получил также специальную премию Академии как лучший иностранный фильм.
В то время как «Расёмои» был проникнут ощущением восточного мистицизма, следующий международный хит — «Семь самураев» свидетельствовал об увлечении режиссера западным обществом и его культурой. В действительности одним из великих достижений Куросавы в 50-х годах была разработка стиля создания фильмов, стирающих границы, использование традиций восточной и западной культур и сочетание элементов высокой и популярной культур. В частности, источником вдохновения стала для него западная литература, в результате чего он снял несколько фильмов по романам: Хамметта «Красная жатва» («Йодзимбо»), Достоевского «Идиот» (1951), пьесе Горького «На дне» (1957), трагедиям Шекспира «Макбет» и «Король Лир», послужившим толчком для создания фильмов о самураях «Трон крови» (1957) и «Ран».
Конечно, это не было игрой в одни ворота. Фильмы Куросавы тоже оказали огромное влияние на западное кино, особенно на истинно американский жанр — вестерн. Например, американский фильм «Великолепная семерка», в которой играли сплошные звезды, был переработкой «Семи самураев», а первый итальянский вестерн Серджо Леоне, созданный при сотрудничестве с Клинтом Иствудом, «За пригоршню долларов» был не только сделан на острове «Йодзимбо», но временами просто кадр за кадром повторял его. Даже фильмы 90-х годов, рассказывающие о периоде Великой депрессии и гангстерах, такие, как «Miller's Crossing» и «Last Man Standing, созданные на основе произведений Хамметта, временами напоминают о том, что визуальным воздействием, структурой и тематикой они обязаны оригинальному фильму японского режиссера. В 1964 г. шедевр Куросавы «Расёмон» был взят за основу голливудского фильма «Надругательство». В более поздние годы жизни Куросава дружил с такими американскими кинодеятелями, как Мартин Скорсезе, который играл Винсента ван Гога в его фильме «Юме» («Сны Акиры Куросавы») (1990) и Стивен Спилберг; Джордж Лукас даже признавался, что своим боевиком «Звездные войны» он был обязан фильму Куросавы «Трое негодяев в скрытой крепости» (1958).
Прославившийся на Запаще как мастер композиции и развития сюжета, Куросава тем не менее не был так же высоко почитаем в своей родной стране. Самое тяжелое время наступило для него в начале 70-х годов, когда после трудностей с финансированием его проектов и провала фильма «Додссу-каден» («Стук-постук») (1970) он попытался покончить с собой. Фильм «Дерсу Узала», снятый в 1974 г. в СССР, свидетельствовал о возврате к форме и завоевал новые аплодисменты. С того времени новые фильмы Куросавы выходили с большими перерывами, но принимались очень хорошо: «Тень воина» и «Ран» были эффектными самурайскими эпопеями, в то время как его более поздние произведения, «Юме» и «Рапсодия в августе» (1991), были фильмами скорее личного характера. В 1993 г. он снял свой последний фильм — «Мададайё» («Нет еще»).
Акира Куросава умер 6 сентября 1998 г. Он проложил мост между кинематографическими традициями Востока и Запада и оставил после себя уникальное кинематографическое наследие.



Постоянная ссылка на страницу: http://pochemy.net/?n=813