Дирк Богард
настоящее имя Дерек Нивен вон ден Богарде (1921-1999)
Английскому актеру Дирку Богарду понадобилось немало времени, чтобы отделаться от репутации красавца кумира, закрепившейся за ним, когда он в 50-х годах работал по контракту с «Рэнк организейшн». Сын гордого и строгого отца, наполовину голландца, который писал статьи по искусству для газеты «Тайме», Дерек Нивен ван ден Богарде сначала не был ни предметом поклонения девочек-подростков, ни рекламой симпатичного парня английского кинематографа.
Богард родился 28 марта 1921 г. После несистематической учебы в школе он изучал прикладное искусство в Политехническом институте в Челси и мечтал о театре, но его мечты были прерваны войной. В 1946 г. Богард демобилизовался в звании майора. В 1947 г. он снялся в английском фильме «Эстер Уотерс». В 1949 г. ему принес успех фильм «Голубая лампа», в котором ои сыграл отрицательного героя. После того, как Богард снялся в нескольких фильмах, особенно после исполнения роли несчастного доктора Саймона Спэрроу в сериале «Доктор в доме», популярность его была так велика, что в течение последующих 14 лет ои оказался неожиданно для себя связан контрактом с «Рэнк органи-зейши» и снялся в 36 кинокартинах, в которых сыграл в основном романтических героев: чахоточный художник из фильма «Дилемма доктора», 1959; Лист в «Песне без конца», 1960 (кинофильм снят во время короткого пребывания Богарда в Голливуде); Синди Картон в фильме по роману Диккенса «Сказка двух городов», 1958.
В 60-х годах Богард принял предложение сняться в трех некоммерческих черно-белых фильмах: «Жертва» (1961), «Слуга» (1963) и «Несчастный случай» (1967), что было необходимо ему как творческой личности; сыграв в этих фильмах, он доказал, что является не просто любимцем публики, а актером, которого следует принимать всерьез. Богард получил удовольствие оттого, что ему пришлось играть в «Слуге» новый для него образ — злого и хитрого слугу, выходца из рабочего класса, кроме того, он должен был освоить акцент, характерный для жителей северной части страны. В «Жертве» Богард решился одним из первых исполнить роль гомосексуалиста. Играя в таких фильмах, как «Король и страна» (1964), «Дорогая» (1966) и «Торговец наркотиками» (1968), Богард продолжал доказывать, что ои не просто актер, делающий хорошие кассовые сборы.
Однако возросшая роль «бытового» жанра английского реалистического кино 60-х годов оставила Богарда творчески невостребованным. Казалось, его популярность падает, пока он снова не обрел себя, попав в мир красивого, декадентского кинематографа, который больше соответствовал его утонченности и таланту. Он стал работать с такими режиссерами, как Лукино Висконти («Проклятые», 1969; «Смерть в Венеции», 1971, где он сыграл свою бессмертную роль Фон Ашеибаха), Ален Ресие («Провидение», 1977), Лилиана Каван и («Ночной портье», 1973) и Райнер Фасбиндер («Отчаяние», 1978). Благодаря им Богард развивал свой талант, скрывая под внешней бесстрастностью внутренние переживания, бурные чувства и смятение души. Однако у этих фильмов были свои критики, заявлявшие, что их забавляет склонность Богарда к маньеризму, хитрости и лукавству. Иногда его обвиняли в том, что ои слишком благоговейно относится к материалу, который временами оказывается весьма неоднозначным — как, например, фильм «Ночной портье», принесший режиссеру скандальную славу.
Разорвав свои творческие связи с Англией, в 70-х годах Богард поселился в Провансе. Здесь он жил вместе со своим менеджером и компаньоном Тони Форвудом вплоть до смерти Форвуда в 1988 г. В это время Богард по совету издателя Норы Смолвуд начал писать книгу «Форейтор, пораженный молнией», которая была опубликовала в 1977 г. Это была первая из семи прекрасно написанных книг воспоминаний, начиная с идиллических описаний счастливого детства в Суссексе.
Позднее он перешел на художественную прозу, и первый его роман, «Благородное занятие», вышел в 1980 г. Кроме того, он написал еще несколько книг, в которых отражены события его жизни периода войны и актерской карьеры; писательский успех значил для него намного больше, чем признание его актерского мастерства. Впоследствии он также занимался литературной критикой, и тоже весьма успешно.
В период продолжительной болезни Форвуда Богард потратил очень много средств на его лечение и после его смерти был вынужден продать свою недвижимость во Франции и вернуться в Англию, в Челси. С Форвудом он прожил 40 лет и чувствовал себя очень одиноким после его смерти. Свои глубокие переживания этого периода Богард отразил в книге «Короткая прогулка из Хэрродса» (1993). Не надолго он вернулся в кинематограф и снялся в двух французских фильмах: «Тоска по папочке» (1990) и «Эти глупости» (1992). В 1992 г. его наконец удостоили звания рыцаря.
Богард никогда не любил рассказывать о своей личной жизни. Хотя у него и были романы с женщинами, но тем не менее ходили упорные слухи о его гомосексуализме, особенно после того, как он сыграл адвоката-гомосексуалиста в фильме «Несчастный случай». Он безжалостно уничтожил все письма и дневники, имеющие отношение к его личной жизни, после того как закончил писать мемуары.
Богард был замкнутым человеком и никого не допускал в свой внутренний мир. Однажды во время телевизионного интервью в 1986 г. он резко осадил Расселла Харти, пытавшегося задавать ему бесцеремонные вопросы: «Я все еще нахожусь в своей скорлупе, и вам, голубчик, не удастся ее расколоть». И действительно, скорлупа так никогда и не была расколота — актерская игра была убедительна благодаря отточенности мастерства и высокой технике. Это был артист, никогда не раскрывавший свою душу, даже в самых интимных сценах перед камерой. Последним и горьким посланием Богарда своей родной стране — которая, как он чувствовал, всегда недооценивала его — было то, что он не хотел, чтобы его помнили: «никаких похоронных процессий, никаких богослужений, просто забудьте обо мне». Он скончался 8 мая 1999 г. в возрасте 78 лет.
Постоянная ссылка на страницу: http://pochemy.net/?n=804