Главная > Личности > Творчество Андрея Рублева
Творчество Андрея Рублева
Достаточно достоверное, представление о подлинном творчестве Андрея Рублева
удалось получить лишь в достаточно позднее время. Это произошло только в
результате многолетних скрупулезных работ по расчистке и тщательному поиску
подлинных работ мастера, которые проводились все последнее столетие столетие.
Достоверно год рождения А. Рублева неизвестен. Он, вероятнее всего, родился
где-то между 1356 и 1370 гг. Андрей Рублев являлся иноком сначала
Троице-Сергиева монастыря при приемнике монастыря Сергее Никоне, а затем, уже
позже иноком Спасо-Андронникова монастыря, где он и скончался и был похоронен
примерно между 1427 и 1430гг.
Участие Рублева в росписи Благовещенского собора в 1405 г. вместе с
прославленным греческим мастером говорит о том, что Рублев в то время уже тоже
был достаточно известен как художник.
Роспись Благовещенского собора не дошла до нас, как и сам собор, в котором она
была исполнена. Однако от первоначального Благовещенского собора сохранился и
был перенесен в новый, выстроенный в конце XV В. псковскими зодчими, древний
иконостас. Иконы, которые, по-видимому, принадлежат кисти Андрея Рублева,
отличаются от тех, что написал Феофан, большей мягкостью, лиризмом. Рублевским
иконам благовещенского иконостаса свойственны живописные приемы, известные и по
другим его произведениям.
B 1408 г. началась новая роспись стен Успенского собора во Владимире. Она была
выполнена Андреем Рублевым совместно с Даниилом Черным. Фрески Успенского собора
были раскрыты из под поздней записи в 1918 г.
Из числа фресок XV в. главное место занимают части большой
композиции страшного суда, расположенные в западной части
храма на подхорных сводах, стенах, столбах и арках. Страшный суд в трактовке
Рублева и Черного совсем не похож на старую интерпретацию этой темы в
византийских и русских росписях XII в. как темы справедливого и карающего гнева
сyдии, как темы сурового возмездия. B росписи Успенского собора на первый план
выступают примирительные тенденции, надежда на милость справедливого благостного
судии, ожидание вечного блаженства для пра-ведников. B соответствии с этим
роспись Рублева пронизана духом радости и умиления. Персонажи Рублева прошв,
мягче, человечнее, приветливее, чем это было в живописи Феофана. Одновременно с
росписью Рублевым и Даниилом были исполнены и иконы для иконостаса владимирского
Успенского собора.
Иконы деисусного чина ("Спас", "Предтеча", "Богоматерь", "Апостол Павел",
"Апостол Петр" и др.) представляют два ритмичных ряда огромных фигур в
медленном, спокойном движении, обращенных к центру композиции.
По-видимому, между 1408 и 1425 гг. была исполнена для
Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры наиболее прославленная из икон Рублева -
"Троица". Эта икона уже в XIX В. создала Рублеву славу русского Рафаэля, хотя и
никто из восторженных почитателей Рублева не мог видеть подлинной живописи
Рублева, покрытой не только поздними записями, но и серебряным чеканным окладом.
Икона была расчищена впервые в 1904 г., но тогда же вновь слегка прописана.
Полностью икона расчищена уже в 1918 г.
Рублев изобразил в своей "Троице" трех ангелов, сидящих за столом, ведущих тихую
беседу между собой. Композиция Рублева отнюдь не иллюстрация библейского
рассказа; это прежде всего символическая композиция, это воплощение средствами
искусства религиозного догмата о "триедином божестве", очи щенное по возможности
от элементов бытовизма и конкретной повествовательности. Печать лиризма, тишины,
задушевности лежит на всей этой изумительно скомпонованной группе. Краски иконы
вполне соответствуют ее идейно-композиционной завершенности.
"Троица" написана в светлых прозрачных тонах, приведенных в единую гармоничную
систему. Рублев решительно противопоставляет себя новгородской иконописи с ее
мажорной, жизнерадостной, несколько утомляющей своей пестротой палитрой.
Художественное наследие А. Рублева еще далеко не полностью установлено и
разыскано. Обнаруженные в Звенигороде три доски из деисусного чина ("Христос",
"Апостол Павел", "Архангел") по расчистке оказались памятниками бесспорно
ру6левского искусства. Возможно, что Рублевым была исполнена и роспись
звенигородского Успенского собора, от которой сохранились лишь несколько
изображений. Руке А.Рублева принадлежит ряд икон из иконостаса Троицкого собора
Троице-Сергиевой лавры.
Имя Рублева нередко связывается с некоторыми памятниками книжной миниатюры,
среди которых наиболее замечательными являются миниатюры Евангелия Хитрово.
Творчество Андрея Рублева впитало в себя все великие достижения русской,
византийской и в известной мере (через Византию) западноевропейской живописи
раннего Возрождения. B отличие от своих предшественников, русских и греков,
искусство Рублева мягче, лиричнее, гуманнее и еще более психологично.
По сравнению с искусством Новгорода, Пскова и Москвы художественная жизнь ряда
других центров этой эпохи известна очень плохо и во всяком случае хуже, чем в
домонгольский период.
Постоянная ссылка на страницу: http://pochemy.net/?n=342